Vinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.x

История армянской живописи уходит своими корнями в глубь веков. Уже в XII в. традиция киликийской миниатюры обрела заслуженное признание далеко за пределами исторической Армении. Пройдя многовековой путь развития и испытав на себе влияние многих художественных направлений и школ, армянское изобразительное искусство сумело сохранить свою самобытность и колорит.

Сказанное выше относится в равной мере и к творчеству армянских художников диаспоры. Богатое историческое наследие и работы современных армянских авторов являются предметом возрастающего интереса учёных разных направлений – искусствоведов, культурологов, историков, этнографов и др. В этой связи, выход в свет монографии «Армянские художники», подготовленной коллективом авторов Издательского Дома «Долуханов», приобретает особую актуальность. Представленная вниманию читателя работа является первой попыткой обобщения и систематизации данных, касающихся главных этапов становления и творческого пути известных армянских живописцев, их вклада в сокровищницу мировой культуры. Основные направления и жанры армянского изобразительного искусства, темы творчества армянских мастеров, влияние событий культурной и общественно-политической жизни Армении и диаспоры на деятельность представителей ведущих художественных школ – это далеко не полный перечень тем, получивших широкое освещение на страницах монографии. Одним из несомненных достоинств работы является рассмотрение доминирующих тенденций в армянской живописи в контексте тех исторических процессов, которые происходили в культурной жизни Закавказья, Ближнего Востока, Европы, Северной Америки и других регионов мира. Вопросы, связанные с биографическими особенностями армянских художников и их влиянием на творческий путь и произведения также рассматриваются в рамках настоящей работы.

Монографию «Армянские художники» отличает богатый фактологический материал. В разделах, посвящённых творчеству армянских живописцев, приводится перечень произведений каждого автора с описанием последующей судьбы наиболее известных шедевров. В частности, упоминаются музеи и художественные коллекции, в которых хранились и до настоящего времени хранятся полотна армянских мастеров. Содержание каждого раздела дополняют цветные фотографии и иллюстрации, позволяющие читателю визуально ознакомиться с известными работами армянских живописцев. Монография разделена на три части, по хронологическому принципу. Каждый раздел объединяет несколько десятков статей, каждая из которых в свою очередь посвящена творчеству и биографии конкретного художника. Статьи размещены в алфавитном порядке. Первый раздел охватывает период с XII по XIXв. Начало данного периода характеризуется развитием различных школ армянской миниатюры – киликийской, гладзорской, татевской, васпураканской. Статьи, посвящённые выдающимся представителям этих направлений армянского искусства – Григору Мличеци, Саргису Пицаку, Торосу Таронаци и др., – раскрывают перед читателями духовный мир художников средневековой Армении. Особое внимание уделяется творчеству яркого представителя киликийской школы, Тороса Рослина, работы которого  отличаются глубокой психологической выразительностью персонажей, многообразием сюжетов и мастерством композиции групповых сцен. Развитие армянской светской живописи прослеживается с XVI – XVII вв. Наиболее ярко тенденция постепенного перехода к светской традиции изображения проявилась в творчестве Акопа Джугаеци, названного авторами работы «последним крупным армянским миниатюристом Средних веков». Описание произведений (включая портреты и жанровые картины) наиболее крупных представителей станковой живописи XVII – XVIII вв. – Богдана Салтанова, Ежи Шимоновича, Нагаша и Овнатана Овнатанянов — содержится в соответствующих статьях раздела.

Хронологические границы второго раздела монографии – рубеж ХIX – первая половина XX столетий. В этот период ярко проявились новые явления в развитии армянского изобразительного искусства, что было обусловлено влиянием русской и европейской художественных традиций. Ведущими жанрами становятся портретная, историческая и пейзажная живопись. Статьи, посвящённые известным представителям рассматриваемого периода, повествуют о становлении этих жанров, творческих методах, используемых армянскими мастерами, соприкосновению армянского искусства с ведущими художественными направлениями европейских стран. Авторы подробно останавливаются на биографиях и творческой деятельности пяти крупных живописцев конца XIX – первой половины XX в. – великого художника-мариниста Ивана Айвазовского, основоположника реалистического направления и родоначальника исторического жанра в армянском изобразительном искусстве Геворка Башинджагяна и Вардгеса Суреньянца, выдающегося пейзажиста Мартироса Сарьяна, всемирно известного мастера офорта Эдгара Шаина.

В третьем разделе – «ХХ – XXI вв.» авторы рассматривают основные тенденции в армянском искусстве Новейшего времени. На развитие армянской живописи в данный период оказали влияние такие художественные направления, как модернизм, символизм, импрессионизм, пуантилизм и др. Некоторые армянские художники стояли у истоков новых школ и методов, например Арчил Горки, ставший основателем американского абстрактного сюрреализма, Минас Аветисян, перенёсший эстетические принципы фовизма в армянскую живопись, Мариам Асламазян, являвшаяся ярчайшим представителем армянской школы декоративно-плоскостного натюрморта. Подробному описанию основных творческих вех и произведений этих художников, а также современных армянских живописцев (Александр Агабеков, Рубен Апресян, Кристина Бэлит, Элизабет Ромхильд и др.) посвящена значительная часть третьего раздела настоящей монографии. Особая роль искусства, как связующего моста между Арменией и диаспорой неоднократно отмечается в рамках раздела.

Книга предназначена для самой широкой аудитории. Авторы выражают надежду, что знакомство с миром армянской живописи не оставит равнодушным не только искусствоведов и других представителей гуманитарного знания, но и всех ценителей прекрасного. Многочисленные произведения армянских художников, появившиеся в открытом доступе сравнительно недавно, ждут своего исследования.