Vinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.x

Последние десятилетия феномен армянской диаспоры привлекает внимание историков, политологов, этнографов, культурологов, фольклористов, учёных других направлений. Формирование «армянского зарубежья» происходило многие столетия и продолжается в настоящее время.

Сегодня более чем в 100 странах мира существуют организованные армянские общины. Предлагаемый вниманию читателей «Всемирный армянский атлас» является первой попыткой обобщения и систематизации данных, касающихся современного демографического положения армянских общин. В атласе приводятся сведения о культурной, религиозной, экономической жизни армянской диаспоры, освещаются основные этапы формирования армянских общин в разных странах мира, рассматривается социальная и просветительская деятельность Армянской Апостольской Церкви, армянских политических партий, а также общественных организаций, многие из которых носят международный характер. В работе представлен богатый фактологический и иллюстративный материал. Издание адресовано широкому кругу читателей.


Предисловие

Характерной особенностью истории армянского народа является проживание на протяжении долгих веков его значительной части вне исконной этнической территории, иначе говоря, существование армянского зарубежья, диаспоры. Начало армянского рассеяния обычно связывают с разделом Армении между Римской империей и Сасанидским Ираном в 387 г. Именно тогда в различных частях Римской империи появляются первые эмигранты-армяне. В последующие века эмиграции армян были обусловлены в первую очередь экономическими, религиозными и политическими факторами.
В средневековый период армянские общины формируются во многих странах Европы, Ближнего Востока, в Индии и Китае. Армянская иммиграция в Северную Америку началась в XVII в., в Латинскую Америку и Австралию – в XIX. Малочисленные группы армян прибывали в различные регионы Тропической Африки одновременно с ливанцами и европейцами в середине – второй половине ХIX столетия. Первые сведения об армянах, обосновавшихся на территории современной России, относятся к ХI в. Эмиграции большей части армян за пределы своей исторической родины способствовал геноцид 1915 г. Именно после этих трагических событий по отношению к рассеявшимся по миру армянам стал употребляться термин «спюрк» (от арм. «спрвел» – рассеиваться). Последняя крупная эмиграция из Республики Армении пришлась на 1990-е гг. В настоящее время армяне относятся к числу т. н. «глобальных народов» (наряду с евреями, ирландцами, китайцами, греками и т. д.). Более чем в 100 странах мира сегодня существуют организованные армянские общины, самые крупные из которых – в Российской Федерации, США, Франции, Грузии, Сирии, Ливане, Аргентине, Канаде, Исламской Республике Иран и т. д. Проживая за пределами своей исторической родины, армяне сумели не только сохранить свою национальную и религиозную идентичность, но и внести значительный вклад в экономическую, политическую и культурную жизнь разных стран.


«Всемирный армянский атлас» является первой попыткой обобщения и систематизации данных, касающихся современного демографического положения армянских общин. При работе над  атласом был использован широкий круг источников: результаты этнографических, социологических и культурологических исследований, сведения, предоставленные армянскими общественными организациями, данные официальной статистики и т. д. Каждый раздел атласа включает в себя информацию о численности армянской общины, начале её формирования, основных языках, используемых в повседневной жизни общины, её этноконфессиональном составе. Особый интерес представляют данные, касающиеся количества армянских церквей, общественных организаций и политических партий. В атласе приводятся также основные сведения о странах армянского рассеяния (территория, население, столица, официальный язык, преобладающая религия и т. д.). Сопроводительная статья, дополняющая каждый раздел атласа, включает в себя краткую историю формирования той или иной армянской общины. Содержание каждого раздела дополняют цветные фотографии и иллюстрации, а также географические карты и государственные флаги. 

Одним из несомненных достоинств атласа является использование разных источников при оценке численности армянского населения стран мира. Очевидно, что любая попытка дать объективную количественную оценку армянства сопряжена с многочисленными трудностями. На цифры, указывающие количество армян, накладывает отпечаток стремление ряда государств преувеличить численность титульной нации в стране, преуменьшая численность национальных меньшинств. Во многих странах интервал между минимальной и максимальной оценками колеблется в разы, что и вовсе ставит под сомнение наличие какого-либо подсчёта или учёта этнической принадлежности граждан. В ряде государств учёт ведётся лишь в первом поколении иммигрантов. Ввиду вышесказанного, следует признать, что попытка оценить численность армянских общин на основе разнообразных (как внешних, так и внутриобщинных) источников, предпринятая в рамках настоящей работы, является весьма важной в контексте демографических исследований армянской диаспоры.   

Атлас содержит сведения об армянском присутствии в государствах, где уже сформировались армянские общины и где они отсутствуют (некоторые страны Тропической Африки и т. д.) либо находятся в процессе формирования. 

Известно, что исторически Армянская Апостольская Церковь являлась мощной консолидирующей силой, наиболее действенным средством сохранения и развития армянского этноса в условиях культурного и политического экспансионизма Ирана, Византии, Османской империи и других государств. Эту этнозащитную функцию церковь выполняла и в дальнейшем как в самой Армении, так и за её пределами, выступая, по образному выражению Константинопольского патриарха Магакии Орманяна, «видимой душой отсутствующего государства». И в современной этнокультурной ситуации церковь играет важную роль в сохранении армянской национальной идентичности в диаспоре. В рамках настоящей работы освещается деятельность Армянской Апостольской Церкви и других армянских религиозных институтов в разных странах. Отмечается тот весомый вклад, который внесла церковь в образование, культуру и просвещение как в самой Армении, так и в диаспоре. Особый интерес представляют сведения о современном состоянии армяно-католических и армяно-протестантских общин в странах Европы, Северной и Латинской Америки, Ближнего Востока и т. д. 

При рассмотрении основных этнокультурных особенностей армянских общин значительное внимание уделяется их организационной структуре. Основой консолидации армянской диаспоры на институциональном уровне помимо церкви являются общественные, культурные и политические организации. Рассмотрение социальной, культурной и просветительской деятельности этих организаций, многие из которых носят международный характер, также представляется несомненным достоинством настоящей работы. 

Армяне сыграли значительную роль в духовной, научной, культурной, экономической и политической жизни многих стран мира.
В книге упомянуты 1500 армян, оставивших свой след в истории. Интересно отметить, что многие, волею судеб оказавшиеся вне исторической родины, стали известны под именами, обретёнными ими в диаспоре, и память об их происхождении зачастую сохранялась только в семейных преданиях.


Лингвистически армяне относятся к индоевропейской семье народов. Большинство армян принадлежат к Армянской Апостольской Церкви. Существуют также значительные группы армяно-католиков, армян-протестантов, армян, исповедующих православие и ислам суннитского толка (большая часть хемшилов). Многовековое нахождение тех или иных групп армянского этноса в составе различных государств способствовало, с одной стороны, сохранению их этнической специфики, особенно в зонах компактного проживания, а с другой стороны, появлению новых черт в их культуре, связанных с новым этническим и социокультурным окружением и приводивших в условиях дисперсного проживания иногда к смене языка, веры и даже самосознания и самоназвания. В силу различных исторических и политических обстоятельств возникли такие субэтнические группы армян, как хемшилы, черкесогаи, зоки, армяне-таты. Основные сведения о происхождении этих субэтнических групп, районах их расселения, этнокультурных и лингвистических особенностях размещены в разделе «Субэтнические группы армян». 

«Всемирный армянский атлас» представляет особый интерес для арменистов, этнографов, историков, представителей других гуманитарных профессий. Предлагаемая вниманию читателей работа приобретает также актуальность и значимость в контексте диаспоральных исследований. Содержащийся в атласе богатый фактологический и иллюстративный материал делает его интересным для самой широкой аудитории читателей.



Член-корреспондент РАН,

заведующий отделом народов Кавказа

Института этнологиии и антропологии 
им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН

С. А. Арутюнов